Профилактика экстремизма, терроризма и межнациональной розни

Методические материалы по профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде

Профилактика экстремизма в педагогическом процессе

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.

Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей.

Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Исходя из этого, вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

— анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;
—  необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма и терроризма;
—  профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;
—  разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;
—  совершенствование системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения;
—  увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;
—  создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;
—  консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;
—  усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной к реализации жизненных перспектив;
—  учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;
—  реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении.

Работа по профилактике экстремизма, в первую очередь, начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.

Человек становится личностью в процессе социализации. Начальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Однако школа также берет на себя воспитательную функцию.

Лингвистические проявления экстремизма:

1. Открытые призывы к насилию (в конкретной ситуации, с указанием объекта насилия; провозглашение насилия допустимым средством в своих статьях, документах и т.п.; в том числе и в виде абстрактных призывов)
2. Открытые призывы к дискриминации, в том числе в виде общих лозунгов;
3. Завуалированные призывы к насилию и дискриминации (пропаганда «позитивных», исторических или современных, примеров насилия или дискриминации);
4. Создание негативного образа этнической или религиозной группы (сопряжено не с конкретными обвинениями, а скорее передано тоном, контекстом текста);
5. Оправдание и поощрение исторических случаев насилия и дискриминации;
6. Публикации и высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации;
7. Утверждения, заявления о неполноценности другой этнической или религиозной группы и ее представителях (недостаток культурности – «необразованные, варвары, дикие, невоспитанные, с гор спустились и т.д.», интеллектуальных способностей – «умственно ограниченные тупые, низкий интеллект и т.д.», неспособность к созидательному труду) той или иной этнической или религиозной группы как таковой (идеи типа «азербайджанцы только на рынке работают», «казахи туповаты», «цыгане — бездельники», «русские – пьяницы» и т.д.);
8. Утверждения об исторических преступлениях той или иной этнической или религиозной группы как таковой;
9. Утверждения о криминальности той или иной этнической или религиозной группы;
10. Утверждения о моральных недостатках той или иной этнической или религиозной группы;
11. Рассуждения о непропорциональном превосходстве той или иной этнической или религиозной группы в материальном достатке, представительстве во властных структурах, прессе и т.д.;
12. Обвинения в негативном влиянии той или иной этнической или религиозной группы на общество, государство (например, «размывание национальной идентичности»);
13. Упоминание этнической или религиозной группы или ее представителей как таковых в унизительном или оскорбительном контексте (в том числе в уголовной хронике или просто при упоминании этнонима);
14. Призывы не допустить закрепления в регионе (районе, городе и т.д.) мигрантов, принадлежащих к той или иной этнический или религиозной группе;
15. Цитирование явно ксенофобных высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание между позицией интервьюируемого и позицией журналиста; аналогично – предоставление места в газете для явной националистической пропаганды без редакционного комментария или иной полемики;
16. Обвинение группы в попытках захвата власти или в территориальной экспансии (в буквальном смысле, в отличие от призывов не допустить закрепления в регионе);
17. Отрицание гражданства (то есть упоминание российских граждан как иностранцев в зависимости от их этнической идентификации).

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Памятка НЕ СТАНЬТЕ ЖЕРТВОЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА ИЛИ ТЕРРОРИЗМА! (памятка разработана прокуратурой Санкт-Петербурга)

Документы

Положение по противодействию экстремистской и террористической деятельности на территории ГБОУ школы № 421

Положение о комиссии по противодействию экстремизму и терроризму

Положение о комиссии по проверке экстремистских материалов в библиотеке ГБОУ школы № 421

Архив 

Приказ «О работе с документами, включенными в «Федеральный список экстремистских материалов» от 15.12.2021 № 318-ОД

Приказ «Об утверждении мероприятий по профилактике и предупреждению экстремистских настроений среди обучающихся в 2021-2022 учебном году» от 01.09.2021 № 240/6-ОД

План работы по профилактике экстремизма и терроризма на 2021-2022 учебный год

Отчёт о проведении анкетирования среди учащихся 9-11 классов «Знаете ли Вы правовые нормы законодательства о противодействии терроризму, экстремизму, а также о публичных мероприятиях» в 2021-2022 учебном году в ГБОУ школе №421